"Город, который решил мою судьбу"

Резеда Ишмухамедова
Саратовский областной архив

 

Саратов - это город, открывший и подаривший стране и миру множество ярких творческих личностей, в том числе и Фатьму – Ханум Мухтарову. «Город, который решил мою судьбу» - говорила Ф.С. Мухтарова о Саратове.

Судьба Фатьмы Мухтаровой напоминает сказочную историю о Золушке, которая волею судьбы превратилась в принцессу: ранняя потеря отца, крайняя нужда, холод, голод, бродяжничество с уличными певцами, пока господин Случай не подарил ей славу, признание, почет. Тем лестней должно быть нам, жителям города Саратова, что именно здесь родился и приобрел свои формы гений её таланта.

Родилась Фатьма Саттаровна Мухтарова 14 марта 1893г. в городке  Резайе – ныне Иран. Отец по национальности перс, мать - татарка. Из Персии всей семьей переехали в Россию, в город Ростов-на-Дону.

В поисках куска хлеба семья шарманщика кочевала из одного города в другой, передвигаясь то в одиночку, то с такими же горемыками. В конце концов, дорога привела их в Петербург, где они жили плохо, как никогда. От безысходности родители послали семилетнюю Фатьму на улицу просить милостыню. Долго бродила она по холодным улицам строгого города. Не могла гордая девочка побороть стыд и протянуть руку. Гонимая безжалостными порывами ветра и суровым холодом, будущая прима укрылась в одном из дворов - каменных колодцев. Прижавшись к промерзлой стене, всеми покинутая, она вспоминала своего отца и детство, унесенное им. Именно в этот момент какая-то необъяснимая сила толкнула Фатьму на середину колодца, и полилась из её уст песня. Пусть она страшно коверкала слова, которые пела, так как плохо знала русский язык, пусть не понимала смысл произносимых ею слов, голос вёл и ободрял её. Голос, которому суждено было стать всенародно любимым. «Пооткрывались окна, в них показались любопытные, которые увидев в низу “маленькую старающуюся зверушку" в лохмотьях, бросали ей из жалости медные и светлые монеты[1].

Вскоре Фатьма стала своего рода знаменитостью среди бродячих артистов. Среди них были певцы, музыканты, фокусники, клоуны. Работали дружно и организованно, составляя своеобразное товарищество. Город, как правило, был поделен на районы, у каждого был свой любимый двор, где лучше всего платили. Это, конечно же, держалось в секрете. «Нет города, в который не заносила бы нас судьба на “гастроли”. Пока мой рост втискивался под лавку вагона 3-го класса, иначе как зайцем меня не возили - Вспоминала Мухтарова. - Меня одевали в украинский костюм и называли Катей. Мать скрывала моё настоящее мусульманское имя - Фатьма»[2].

Множество городов объездила «Катя», пока дорога не привела её в тогдашнюю столицу Поволжья. «Саратов решил мою судьбу››[3] – так охарактеризовала роль нашего города в своей жизни великая певица.

Впервые Мухтарова появилась в Саратове, когда ей было уже 14 лет. Лихо выступала она на улицах и площадях. Часто Катя пела на «Петиной›› улице, где было много кабаков (ныне улица Рабочая)[4]. Выступления «Кати-шарманщицы» собирали толпы. Об одном из них вспоминала впоследствии известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова. Будучи простой фабричной девчонкой в Саратове, она услышала пение Фатьмы, и ей так понравилось ее исполнение, что она отдала ей свои последние деньги[5].

В Саратове, как и в других городах, у «Кати» были свои «счастливые дворы». Один из них стал счастливым в полном смысле этого слова, сыграв судьбоносную роль. В этом дворе на улице Сакко и Ванцетти в доме № 47 жил тогда редактор газеты «Саратовский листок›› Николай Михайлович Архангельский. Ему очень понравилась юная певица, в исполнении которой его поразила необычайная простота и выразительность. В своей газете он обратился к саратовским меценатам с призывом: «Не дайте погибнуть таланту». Вот как вспоминал о тех событиях сам Архангельский: «Попала Катя на концертную эстраду таким образом: месяца полтора назад она пришла с шарманкой на двор дома, где я живу, и стала петь “Могилу”. Я до этого уже слышал, что по дворам ходит девочка-певица с отличным голосом и написал о Кате в “ Саратовском вестнике” заметку. Нашлись отзывчивые люди - семья железнодорожного служащего Л. Каменского, сына знаменитой оперной певицы М.Д. Каменской - отличного виолончелиста. Каменский взял Катю в свою семью и стал с нею заниматься. Катя в течение первого же месяца сделала поразительные успехи»[6].

Весь город заговорил о Фатьме Мухтаровой. «Саратовское общество» устроило в консерватории концерт, сбор с которого должен был пойти на образование юного дарования. Этот первый настоящий концерт Фатьмы состоялся 22 февраля 1912 года[7]. В тот вечер к консерватории приезжали многочисленные кареты и брички, из них выходили высокочтимые дамы и господа, купцы и простые гимназисты. Всех объединяло желание увидеть ту самую необыкновенную исполнительницу. Всем были рады здесь, не пустили лишь двух человек: мать и отчима певицы, которые были категорически против концерта дочери, рвались в зал и кричали, что не потерпят такого позора. И вот к консерватории прибыла карета с самой виновницей торжества. Из неё вышла уже не та девочка «Катя» в лохмотьях, поющая на улице за корку хлеба, это была прелестная девушка в бальном платье, в лайковых перчатках, с небрежно накинутым на плечи манто - певица Фатьма Мухтарова.

Профессор Михаил Ефимович Медведев решил попробовать заниматься с Фатьмой. Это был не только прекрасный педагог, но и непревзойденный певец. «Никогда не забуду чуткого Михаила Ефимовича. Не приду на урок - пошлет за мной швейцара, простужусь - сам с доктором приедет. И такое терпение надо было иметь - учить меня не знавшую ни одной буквы, плохо говорившую по-русски. Его я как-то удивительно понимала[8].  И произошло настоящее чудо: уже через два дня прибавилась нота, за ней девятая, “и пошло и пошло".

Семью по-прежнему содержала юная Фатьма. Для того чтобы заработать хотя бы не много денег, Катя выступает у железнодорожников в залах Коммерческого собрания (ныне Дом офицеров Советской Армии). Выступала она в городе Камышине, в слободе Покровской (ныне г. Энгельс) в синематографе «Эхо искусства»[9].

Вскоре Боголюбов принял приглашение М.В. Медведева,  заняться в оперном классе. «Не имея времени для занятий в оперном классе, я выговорил у Медведева право заниматься с молодой певицей на дому. Её муж привез мне сломанный телеграфный столб: распилив его на куски, я поднял температуру в своей комнате с четырех до восьми градусов. В этой обстановке и рождалась противоречивое, но несомненно яркое, оригинальное явление оперной сцены: Фатьма - Ханум Мухтарова»[10].

В 1914 г. она заканчивает консерваторию, выходит замуж за саратовского адвоката А.И. Малинина, оставляет семью, и решается попытать счастье в Москве. Там брат её мужа, который был репетитором у детей Ф.І/І. Шаляпина, «попросту» повел Фатьму к нему и попросил послушать. «Исключительно тепло и внимательно отнесся ко мне Федор Иванович. Послушал и сказал: «Голос поставлен прекрасно, надо идти и работать на сцене. Если есть способность быть артистом - будет большой толк, если нет - так научиться этому нельзя»[11].

После разговора с Шаляпиным у Фатьмы словно крылья выросли за спиной, и она решила пройти прослушивание в частной опере Зимина, который как раз набирал труппу на конкурсной основе. Условия конкурса были жесткими, она очень волновалась, но была принята в труппу. На сцене этого театра Мухтарова пела с Шаляпиным, Собиновым, Неждановой. Здесь ей довелось увидеть и услышать многих европейских знаменитостей.

Первый выход в роли Кармен произошел на сцене Саратовского театра. Этот спектакль оказался самым знаковым в ее жизни. Дебют Фатьмы Мухтаровой в роли Кармен состоялся 31 декабря 1918 года, холодным и снежным предновогодним вечером. Саратовские зрители, помнившие Катю-шарманщицу, стали свидетелями явления новой, необычной Кармен.

Но не только “Кармен” была признана как особое достижение актрисы. Восхищение зрителей вызывали ее Амнерис в опере Д. Верди “Аида”, Любава в опере Н. Римского-Корсакова “Царская невеста”, Шарлота в опере Ж. Массне “Вертер” и многие другие персонажи русских, советских и зарубежных опер.

Фатьма Саттаровна Мухтарова ушла из жизни в Баку на 79-м году жизни (19.10.1972г.). Были сделаны тщетные попытки найти сохранившиеся записи голоса Фатьмы Саттаровны: в архиве Саратовской консерватории, на саратовском гостелерадио, в архиве национального радио Азербайджанской ССР. Каково было наше удивление, когда Валентин Евгеньевич Ханецкий предоставил нам из личного архива записи голоса Мухтаровой.

Список источников и литературы:

  1. Государственный архив Саратовской области (ГАСО) Ф.Р-3581. Оп.1.Д.1
  2. ГАСО. Ф.Р-3581. – Д.11. – Л.2.
  3. Грачева Л. Судьба певицы // Годы и люди. – Саратов, 1988. – Вып.3. – С.166.
  4. Лучшая в мире Кармен // Азербайджанский конгресс // http/www/vakmosorg. 2010.

 

 

[1] ГАСО. Ф.Р-3581, ОП.1, Д.1.- Л.5.

[2] ГАСО. Ф.Р-3581, ОП.1, Д.1.- Л.6

[3] Там же. – Л.8.

[4] Грачева Л. Судьба певицы // Годы и люди. – Саратов, 1988. – Вып.3. – С.166.

[5] Лучшая в мире Кармен // Азербайджанский конгресс // http/www/vakmosorg. 2010.

[6] Грачева Л. Судьба певицы // Годы и люди. – Саратов, 1988. – Вып.3. – С.167.

[7] Дата указана по воспоминаниям Козлова-Свободина.

[8] ГАСО. Там же. Л.8.

[9] Грачева Л. Судьба певицы // Годы и люди. – Саратов, 1988. – Вып.3. – С.169.

[10] ГАСО. Там же. – Л.3.

[11] ГАСО. Ф.Р-3581. – Д.11. – Л.2.

 

 

 

 

 

1912г. студентка консерватории